Исполнение сметы 2023/2024 гг.
Для водного фонда год получился крайне насыщенный и сложный. Произошло большое количество аварий из-за износа оборудования и отсутствия своевременной плановой замены дорогостоящих систем. Размер взносов за несколько лет не поднимался (а однажды даже опускался), что, возможно, было недосмотром правления в прошлые годы. По этим причинам не производилось вложений в обновление, расширение и модернизацию системы.
Также из-за санкций произошло значительно увеличение стоимости импортных запчастей, оборудования, реагентов и расходных материалов.
Смягчили ситуацию незапланированные доходы, в частности, возврат земельного налога, погашенные долгосрочные задолженности и дополнительное подключение нового пользователя.
По результату имеем следующее сравнение сметных значений с фактическим (все цифры указаны в тыс. рублей):
Расходная часть:
Пояснения по значимым расхождениям:
- Оплата электроэнергии на общие нужды – отчасти рост может быть обусловлен многократными остановками и сливом/заполнением системы для ремонта и при авариях.
- Техобслуживание (ВТ инжиниринг) – из-за частых аварий и необходимости иметь возможность срочного вызова ремонтников пришлось подписать договор на регулярное обслуживание.
- Соль, анализ воды – значительно поднялась цена на реагенты, при этом появился их дефицит на рынке.
- Ремонты аварийные – аварийные ремонты и замены оборудования в этом году составили рекордную сумму, отчасти вызванную отсутствием вложений в улучшения и заменой оборудования в прошлые годы.
- Резервный фонд — был израсходован полностью.
Доходная часть:
По итогу баланс следующий:
Т.е. по результату года, несмотря на превышение дохода над плановым на 261 тыс. руб., реальные расходы превысили даже его на 311 тыс. руб., которые придётся компенсировать из взносов следующего периода.
Полная таблица:
Новая смета 2024/2025 гг.:
Расходная часть также делится на 3 категории.
Первая: Обязательные затраты (регулярные безусловные затраты, от которых невозможно отказаться и невозможно повлиять на их размер).
В общем повышение на 19% относительно факта прошлого периода за счёт инфляции, повышения тарифов на электроэнергию, роста цены на соль и налогов.
Пояснения по значимым изменениям:
- Оплата электроэнергии на общие нужды – официальное повышение тарифов на 9%.
- Соль, анализ воды – радикально выросшие цены на реактивы из-за дефицита технических солей на рынке.
Из вышеописанного уже следует невозможность не повышать взносов, так как необходимо компенсировать как дефицит бюджета 2023-2024 гг. в 311 тыс. руб., так и повышение неизменяемых регулярных затрат на 19%.
Но, кроме этого, есть ещё 2 категории на размер которых мы можем влиять:
Плановые работы из которых мы можем выбрать какие из необходимых запланируем провести, а какие снова рискнём отодвинуть на следующие годы, а также какой размер резервного фонда запланируем создать для решения аварийных ситуаций.
Здесь мы приготовили 3 варианта взносов. Для удобства суммы взносов привели к ровным числам (это сделано за счёт неровных сумм резервного фонда).
Просим обратить внимание, что размер резервного фонда желательно иметь в размере усреднённой стоимости 1-2 критически важных компонентов ВЗУ (насос, компьютер управления, частотный преобразователь и т.п.). В наших условиях для возможности устранения большинства аварийных ситуаций минимальный размер резервного фонда не должен опускаться ниже 150 тыс. руб.
Предлагаются для голосования 3 варианта размера ежегодного взноса:
7 тыс. руб. – 8 тыс. руб. – 9 тыс. руб.
В рамках каждого из предложений планируется произвести следующие работы с указанной стоимостью (если в ячейке нет суммы, значит данные работы в рамках этого размера платежа проводиться не будут):
Объяснения:
При платеже 7000 р. в год (в пересчёте на месяц 583 р.):
- Резервный фонд составит 165 тыс. руб.
- Будет произведена необходимая замена частотного регулятора насоса, который уже выходит из строя и работает в аварийном состоянии.
При платеже 8000 р. в год (в пересчёте на месяц 667 р.):
- Резервный фонд составит 178 тыс. руб.
- Будет произведена необходимая замена частотного регулятора насоса, который уже выходит из строя и работает в аварийном состоянии.
- Будет произведена установка дополнительного фильтра тонкой очистки, что уменьшит нагрузку на насосы, сократит количество циклов включения и в конечном итоге увеличит их срок жизни.
- Будет произведена замена одного из насосов второго подъема, который по заверениям специалистов требует замены и уже не поддаётся ремонту в связи с недоступностью запчастей.
При платеже 9000 р. в год (в пересчёте на месяц 750 р.):
- Резервный фонд составит 216 тыс. руб.
- Будет произведена необходимая замена частотного регулятора насоса, который уже выходит из строя и работает в аварийном состоянии.
- Будет произведена установка дополнительного фильтра тонкой очистки, что уменьшит нагрузку на насосы, сократит количество циклов включения и в конечном итоге увеличит их срок жизни.
- Будет произведена замена одного из насосов второго подъема, который по заверениям специалистов требует замены и уже не поддаётся ремонту в связи с недоступностью запчастей.
- Будет произведена замена грязевика фильтром грубой очистки для глубинного насоса, что увеличит сервисные интервалы, понизит нагрузку на другие фильтры, в конечном итоге увеличив их срок эксплуатации и уменьшит количество остановок/пусков системы – что косвенно влияет на надёжность и качество работы всей системы.
- Будет произведена установка как минимум 10 промывочных кранов на всей магистрали для возможности очистки всего водопровода от ила, ржавчины и прочих осадков. А также позволит их использовать в качестве пожарных кранов (хотя и надеемся, что эта функция не понадобится).
Планируемая доходная часть при этом будет выглядеть следующим образом:
Общая таблица: